Наставничество
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования?
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами, сложности при наборе детей в объединения - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих педагогов ставит на первое место именно плохую дисциплину на занятиях.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Начинающим педагогам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять.
Цель наставничества: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.
Задачи наставничества:
• Адаптировать молодых и вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.
• Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
• Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.
• Ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога на основании рефлексивного анализа ИППР и качества обучения школьников через сформированный отчёт электронного журнала.
• Оценить результаты программы и ее эффективность.
Ожидаемые результаты:
• Адаптации молодого специалиста в учреждении.
• Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания.
• Повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии.
• Обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания.
• Совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся.
• Использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.
О внедрении методологии целевой модели наставничества обучающихся для образовательных организаций.
Нормативно-правовая база внедрения методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Федеральный уровень:
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 NР-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Региональный уровень:
- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.06.2020 №446 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций»
- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.07.2020 №602 «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.09.2020 №712 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных организаций для внедрения методологии (целевой модели) наставничества»
Муниципальный уровень:
Школьный уровень:
- Положение о системе наставничества в МБОУ Шумилинской СОШ
- Приказ №83 от 02.09.2025 "О наставничестве"
- Приказ №26 от 27.02.2025 "О наставничестве"
1. Общие сведения | |
ФИО наставника | Любимова Светлана Николаевна |
Дата рождения | 12.03.1976 |
2. Трудовая деятельность | |
Общий трудовой стаж/педагогический стаж | 30 лет/ 22 года |
Занимаемая должность | учитель истории и обществознания |
Квалификационная категория | высшая |
Почетные звания и грамоты | Почетная грамота Министерства Просвещения РФ 09.06.2022г |
3. Образование | |
Наименование и год окончания учреждения профессионального образования |
|
Специальность, квалификация по диплому |
|
Дополнительное профессиональное образование, квалификация, год окончания |
ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки", 2007г Квалификация : учитель, преподаватель истории и обществознания |
4. Сведения о работнике (статус наставник) | |
Документ, устанавливающий статус "наставник" | Приказ №83 от 02.09.2024г |
Реализуемая программа по наставничеству | https://shumshool.donland.ru/documents/active/395041/ |
Модели реализации наставничества | работа с молодым учителем |
Количество наставляемых педагогов | 1 |
Наставляемые | https://shumshool.donland.ru/about/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizacii/rukovodstvo-pedagogicheskiy-sostav/pedagogicheskiy-sostav/kalinina-anna-alekseevna/ |
5. Контактная информация | |
Рабочий телефон | 88636435248 |
Электронная почта | shoumschool@mail.ru |
Адрес личного сайта в сети Интернет | http://multiurok.ru/id38697788 |
1. Общие сведения | |
ФИО наставляемого | Калинина Анна Алексеевна |
Дата рождения | 10.06.1998г |
2. Трудовая деятельность | |
Общий трудовой стаж/педагогический стаж | 1 год/1 год |
Занимаемая должность | учитель |
Квалификационная категория | нет |
Назначение наставника | Приказ №83 от 02.09.2024г |
3. Образование | |
Наименование и год окончания учреждения профессионального образования | ВПК им.М.А.Шолохова, 2021г |
Специальность, квалификация по диплому | учитель начальных классов |
Дополнительное профессиональное образование, квалификация и год окончания | нет |
4. Контактная информация | |
Рабочий телефон | 88636435248 |
Электронная почта | shoumschool@mail.ru |
5. Сведения о наставнике | |
Наставник (ФИО) |
Любимова Светлана Николаевна |
Форма реализуемого наставничества/время на которое рассчитана программа наставничества | молодой учитель наставник/ 1 год |
Форма отчетного (заключительного) мероприятия | проведение открытого урока |
Выводы об эффективности наставничества |
1. Общие сведения | |
ФИО наставника | Татарчук Ольга Владимировна |
Дата рождения | 15.07.1977 |
2. Трудовая деятельность | |
Общий трудовой стаж/педагогический стаж | 24 года/ 24 года |
Занимаемая должность | учитель |
Квалификационная категория | нет |
Почетные звания и грамоты |
|
3. Образование | |
Наименование и год окончания учреждения профессионального образования |
ВПУ им.М.А.Шолохова, 1997 г |
Специальность, квалификация по диплому |
учитель начальных классов и учитель труда |
Дополнительное профессиональное образование, квалификация, год окончания |
учитель физической культуры, 2020 г |
4. Сведения о работнике (статус наставник) | |
Документ, устанавливающий статус "наставник" | Приказ №26 от 27.02.2025г |
Реализуемая программа по наставничеству | https://shumshool.donland.ru/documents/active/397933/ |
Модели реализации наставничества | работа с молодым учителем |
Количество наставляемых педагогов | 1 |
Наставляемые | |
5. Контактная информация | |
Рабочий телефон | 88636435248 |
Электронная почта | shoumschool@mail.ru |
Адрес личного сайта в сети Интернет | http://nsportal.ru/tatarchuk-olga-vladimirovna |
1. Общие сведения | |
ФИО наставляемого | Радионова Диана Сергеевна |
Дата рождения | 15.07.2002г |
2. Трудовая деятельность | |
Общий трудовой стаж/педагогический стаж | 6 месяцев/0 |
Занимаемая должность | учитель |
Квалификационная категория | нет |
Назначение наставника | Приказ №26 от 27.02.2025г |
3. Образование | |
Наименование и год окончания учреждения профессионального образования | ВПК им.М.А.Шолохова, 2022г |
Специальность, квалификация по диплому | учитель физической культуры |
Дополнительное профессиональное образование, квалификация и год окончания | нет |
4. Контактная информация | |
Рабочий телефон | 88636435248 |
Электронная почта | shoumschool@mail.ru |
5. Сведения о наставнике | |
Наставник (ФИО) |
Татарчук Ольга Владимировна |
Форма реализуемого наставничества/время на которое рассчитана программа наставничества | молодой учитель наставник/ 1 год |
Форма отчетного (заключительного) мероприятия | проведение открытого урока |
-
-
Раздел находится в стадии наполнения
-
Раздел находится в стадии наполнения
-
Раздел находится в стадии наполнения